ПОДБОРКА ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВ  У ДОШКОЛЬНИКОВ

*********************************************************************************************

Автоматизация звука [С] на материале чистоговорок, двустиший, фраз, стихотворений.

****************************************************************************************************

Артикуляционная сказка «Три поросенка»

****************************************************************************************************

Консультация для родителей.

Развитие грамматического строя речи у детей 4-6 лет.

****************************************************************************************************

Создание благоприятного эмоционального климата на занятиях — основа успешной коррекционно-логопедической работы с детьми дошкольного возраста

****************************************************************************************************

Влияние мелкой моторики на умственное и речевое развитие ребенка

****************************************************************************

ЗНАЧИМОСТЬ   ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ   В   ЖИЗНИ РЕБЕНКА

****************************************************************************

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — рекомендации для родителей

В чём же заключается фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)? ФФНР – это нарушение звукопроизношения, причиной которого являются дефекты восприятия, недоразвитие фонематического слуха. Физиологический слух у таких детей в норме. Нарушения проявляется в том, что дети неправильно произносят звуки близкие по акустическому признаку – звонкие и глухие (в-ф, д-т, б-п.), мягкие и твёрдые (к-кь, г-гь.), шипящие и свистящие (ш-с, ж-з). Дети с трудом могут выделить заданный звук из ряда звуков, затрудняются повторить цепочки слогов (па-ба, па-ба-па, та-да, та-да-да..), определить наличие звука в слоге, слове.

Фонетико-фонематическое недоразвитие вызывает трудности в овладении языковым анализом и синтезом. Ребёнок не может назвать слово, произнесённое по отдельным звукам (С-О-Б-А-К-А – это собака), и наоборот, затрудняется произнести заданное слово по звукам. При наличии большого количества нарушенных звуков у ребёнка страдает слоговая структура слова. Дети затрудняются произнести слова со стечением согласных: клубника, термометр, двери и др. ФФНР всегда влечёт за собой сложности в овладении навыками чтения и письма.

Чтобы исправить фонетико-фонематическое недоразвитие речи необходимо обратиться за помощью к специалисту  — логопеду.

Как же могут родители помочь своему ребёнку преодолеть данный вид речевого нарушения?

Во-первых, можно предложить игру «Где звучит?». Мама может взять любой звучащий предмет (колокольчик, бубен, баночку с витаминами) и предложить ребёнку показать рукой направление звука. Когда ребёнок научиться правильно показывать нахождение звучащего предмета, можно предложить игру «Что звучит?». Для этого возьмите несколько предметов (начинать лучше с 2-3, постепенно увеличивая количество), игрушки, издающие звуки, шуршащую бумагу, ключи, ножницы. Ребёнок должен назвать звучащий предмет с закрытыми глазами. Усложняя игру, возьмите одинаковые коробочки (можно пустые баночки от витаминов) и насыпьте туда различные сыпучие продукты (крупы, сахар, зёрна кофе). Сначала предложите ребёнку послушать и запомнить что как звучит. Пусть он сам попробует погреметь этими баночками, заглянет внутрь, увидит содержимое. А потом, с закрытыми глазами назовёт вам, что же звучало. Поверьте, для каждого ребёнка это очень увлекательное занятие!

После игр на узнавание неречевых звуков можно предложить ребёнку следующие игры.

Игра на узнавание звуков животных «Кто как кричит?». Для этого можно воспользоваться аудиозаписью голосов животных. Ребёнок должен узнать животное, показать соответствующую игрушку, имитируя голос животного. Например, это корова, она мычит – му, это кошка, она мяукает – мяу…

Игра, которая обязательно понравится вашему ребёнку «Доскажи словечко». Мама рассказывает небольшое двустишие и просит ребёнка закончить его.

Мы возьмём цветочек

И сплетём … (веночек).

Не беда, если с первого раза ваш ребёнок не подберёт нужного слова. Повторяйте такую игру как можно чаще, и вы заметите, что вашему малышу всё легче удаётся подбирать слова к новым стишкам.

Игра «Смотри в оба». Предложите ребёнку найти в доме предметы, начинающиеся на определённый звук. В игре «Художник» попросите ребёнка нарисовать предметы, в которых заданный звук стоит в конце (начале, середине) слова.

В игре «Бусинки» можно поучаствовать всей семьёй, называя по очереди слова на заданный звук. Например: рак – рука – ракета – робот… (придумайте свои варианты этой игры).

«Сложи словечко» — игра, которая поможет развить у вашего ребёнка навыки звукового анализа и синтеза. Мама произносит слово по звукам, а ребёнок называет, какое слово получилось. Начинать лучше с маленьких слов (ЛУК, ЛАК, МАК, РАК), постепенно усложняя слова. Можете поменяться ролями.

С помощью таких игр вы не только поможете своему ребёнку преодолеть фонетико-фонематическое недоразвитие речи, но и подготовите его к школе.

Как лучше учить стихотворения?

Научиться запоминать стихи очень важно. Если ребенок испытывает трудности в заучивании стихов, а это явление довольно распространенное, необходимо научить его нескольким методам, облегчающим этот процесс.

Первый метод — это метод постепенного увеличения объема заучиваемого материала. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли ни с первого его предъявления. Вместе с тем, начинать нужно всегда с прочтения стихотворения от начала и до конца. Затем заучивается первая строка стихотворения. Взрослым читается строка и он просит ребенка ее повторить. Строку из 4-5 слов не сложно повторить даже 5-летнему малышу. Желательно повторить ее несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз. При выполнении повторений предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т.д.). Для запоминания это очень важно, поэтому было бы хорошо, если бы взрослый сам показал малышу, как это делать.

Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. Однако после паузы просите малыша повторить обе строки — первую и вторую. Эти строки также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т.д. Лучше всего овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из 4 строк. Тогда ребенок просто «обречен» на успех, ему понравится и запомнится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».

Второй метод предназначен для «перевода» словесной информации в образную форму. Стихи сотканы из образов и метафор, поэтому делать это не очень трудно. Этот метод может применяться одновременно с первым методом или без него. В обоих случаях важным является следующее. Попросите малыша во время прочтения и повторения каждой строфы закрывать глаза и представлять себе ее смысл в виде образов, как если бы он смотрел мультфильм или картинку. Чтобы эти образы были максимально яркими и конкретными, используйте для этого какие-нибудь реальные рисунки. По мере увеличения количества заучиваемых строк образы должны постепенно выстраиваться в соответствующей сюжету последовательности. Пусть малыш попробует поэкспериментировать с этими образами, например, что-то изменить во внешнем виде главного героя, перевернуть его с ног на голову и т.п. Неизменной, однако, должна оставаться последовательность образов и их основное содержание. Такое экспериментирование является очень интересным, эмоционально насыщенным и, безусловно, крайне полезным упражнением, способствующим развитию не только образной памяти, но и репродуктивного воображения.

Третий метод — это метод «пересказа» стихотворения своими словами.  Читается все стихотворение, и ребенок рассказывает, о чем в этом стихотворении говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель такого «пересказа» состоит в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание.

В заключение еще несколько советов. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. При одновременном применении этих методов лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.

При заучивании стихотворения обращайте внимание ребенка на мелодию рифмы, а также на настроение и чувства персонажа, который в нем описан.

Обязательно надо делать перерывы для отдыха. Необходимо создать такой режим работы, чтобы она приносила только радость, а не мучения. Ни в коем случае не надо заставлять ребенка учить стихотворение, если он этого не хочет.

Если взрослому интересно знать, есть ли какой-то прогресс в развитии памяти ребенка, записывайте каждый раз, сколько ему нужно повторений, чтобы полностью выучить стихотворение из 4-х строк.

Материалы, подготовленные учителем-логопедом Глебовой А.Ю.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика

Рекомендации родителям по развитию речи в летний период

Рекомендации на лето

Консультация для родителей

Консультация для родителей

Советы логопеда родителям дошкольников